ОПИСАНИЕ КУРСА
"ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ"
Разработчик курса:
Михалковская Н.В.
доцент, зав.
кафедрой
менеджмента БИБММ ИГУ
Организационное поведение (ОП, английская аббревиатура
— 0В) как самостоятельный курс появился относительно недавно, первые
упоминания о нем относятся к началу 1960-х годов. Но только за последнее
десятилетие он стал входить в учебные планы факультетов менеджмента в
европейских университетах. Следует отметить и такую особенность этого
учебного курса, что он не ограничивается рамками какой-то одной функции
бизнеса.
ОП выросло на
почве общепризнанных, сложившихся академических дисциплин. Сфера
деятельности бизнеса, на которую влияет организационное поведение, очень
обширна и включает в себя множество вопросов: от вознаграждения сотрудников
(т.е. понимание личностной мотивации) до ведения собрания (понимание
динамики развития группового поведения) и мотивации выхода на международные
рынки и ведения маркетинговых кампаний (понимание культурных различий). А
также, других аспектов бизнеса, например, взаимной полезности для сторон
учредить совместное предприятие или осуществить слияние компаний (понимание
многофакторной природы ведения переговоров). Организационное поведение -
это полидисциплинарный курс, объединяющий аналитические и
исследовательские достижения других дисциплин: психологии, социологии,
антропологии, экономики, гуманитарных наук, права и медицины.
Организационное поведение - изучает поведение человека, его установки, ожидания,
выполнение работы в организационной
обстановке.
Это
поле, черпающее знания, концепции в
тесном взаимодействии с психологией социологией, антропологией,
индустриальной инженерией,
организационной и клинической психологией.
1.Цели и задачи
курса:
Целью курса является
знакомство слушателей программы с достаточно новой для российской высшей школы дисциплиной -
организационным поведением (ОП);
современными концепциями и техниками организационного развития.
Курс направлен на развитие практических
навыков анализа организационного
поведения в том числе:
·
распознание
стереотипов поведения сотрудников компании
·
выявление
мотивирующих и демотивирующих факторов
организационного поведения
·
применение
эффективных моделей поведения для быстрой диагностики организационного
состояния фирмы
·
оптимизация управленческих решений
·
анализ особенностей передачи информации в управленческой среде
·
овладение
навыками самостоятельного проведения аудита организационных проблем сквозь призму
национальных и локальных особенностей
· развитие базовых навыков эффективных
коммуникаций при создании совместных предприятий, проектов с
представителями стран Тихоокеанского бассейна
·
закрепление теоретического материала в процессе
проведения групповых упражнений, деловых
игр, апробации техник организационного
развития
2. Пререквизиты
Темы блоков
курса читаются в курсах: менеджмент
организации, стратегический менеджмент, сравнительный менеджмент
3.
Особенности курса
Курс
ориентирован на подготовку квалифицированных руководителей и специалистов в
области стратегического управления компанией.
Преобладающие
методы обучения - активные: деловые
игры, групповые упражнения, анализ
кейсов, видео – материалов. Использование
технологии ассессмент центров, написание эссе.
Курс подготовлен
на консалтинговой основе,
с использованием опыта преподавания
в США. Программа учитывает российскую специфику ведения бизнеса и ее особенности при пересечении
различных бизнес культур.
4. Содержание
курса
Курс
«Организационное поведение» рассчитан на один семестр.
Установочные лекции
обеспечивают теоретическое
изучение дисциплины. Самостоятельная работа слушателей включает в себя изучение
теоретического материала (чтение лекций,
глав основного учебника и дополнительной литературы), а также систематическое
закрепление теоретического материала
путем групповых упражнений,
деловых игр, техник организационного
развития, ситуаций для анализа..
5. Рабочий
план курса
Модуль, тема |
Форма
проведения практических
занятий |
Модуль
1. Введение в (ОП) Тема 1.Понятие и определение организационного
поведения Тема 2. Модели организационного
поведения Модуль 2. Микроподход
к организационному поведению Тема 3. Процесс восприятия и управления
впечатлением в организации Тема 4. Личность и установки. Мотивация -
индивидуальный и организационный уровни. Тема 5.
Трудовая мотивация. Тема
6. Групповая динамика. Тема 7. Управление
конфликтами. Тема 8. Стресс на рабочем месте. Модуль
3. Макроподход
к организационному поведению Тема
9. Техника коммуникаций и межличностные
процессы. Модуль 4. Горизонты организационного
поведения. Тема 11. Международные аспекты
организационного поведения Тема12.
Стратегия управления культурными
различиями Тема 13.
Организационных техники в изучении
межкультурных различий Модуль
5. Организационные изменения и
организационное развитие Тема 14. Роль агентов изменений в
организационном развитии Тема 15.
Применение новых организационных техник в диагностике организационных
изменений |
Деловые игры,
групповые упражнения, анализ кейсов Деловые игры,
групповые упражнения, анализ кейсов. Написание эссе Деловые игры,
групповые упражнения, анализ кейсов. Деловые игры,
групповые упражнения, анализ кейсов. Написание эссе Групповые упражнения, анализ кейсов. Написание эссе |
6. Форма
контроля и оценки курса.
Курс включает: два промежуточных теста и финальный тест,
работу с кейсами( ситуациями)
Оценка тестов и ситуаций:
Отлично - 89.91-100%
Хорошо - 80.0 -
89.90%
Удовл. - 60.0 - 79.99%
Неуд.<
60.0%
Промежуточные и финальный тесты включают вопросы
типа: правда/неправда
выбор правильного варианта ответа. Плагиат и совместное выполнение тестов
считается нарушением академической дисциплины.
Анализ ситуации рекомендуется выполнять в группе не
более четырех человек.
Работу необходимо сдать не позднее, чем за
неделю до следующей сессии.
7. Тематика
научно - исследовательских заданий по
курсу
o
Создание системы
измерения и управления результатами работы персонала.
o
Мотивация и
компенсация персонала в соответствии с бизнес - целями компании.
o
Опыт Российских и
иностранных компаний по формированию системы мотивации персонала.
o
Развитие и
повышение конкурентоспособности компании через эффективное
руководство/лидерство.
o
Скелетные
организации (опыт внедрения эффективного дизайна).
o
Мотивирующее
руководство - новые парадигмы ведения бизнеса.
o
Само - мотивационный
менеджмент (новые парадигмы ведения бизнеса).
o
Методы оценки
эффективности руководства/лидерства в процессе реструктуризации компании.
o
Формирование
управленческих команд (анализ проблем, методы, подходы.)
o
Конструирование
эффективной работы в команде.
o
Создание и
развитие самоуправляемых команд.
o
Управление
диверсификацией рабочей силы.
o
Научающиеся организации. Технологии развития.
o
Реинжиниринг в различных областях ведения бизнеса.
o
Технологии
предупреждения и разрешения конфликтов в коммерческих организациях.
o
Психологические
методы диагностики конфликтогенных сотрудников.
o
Способы
предупреждения и управления стрессами.
o
Проектирование
виртуального офиса.
o
Создание и
развитие виртуальных команд.
o
Стратегия
управления изменениями в компании.
o
Оценка
эффективности организационных изменений.
o
реструктуризации.
o
Адаптация
персонала при слиянии и реорганизации компаний.
o
Конфликт культур
в транснациональных компаниях.
o
Корпоративная культура
региональных представительств иностранных компаний (сравнительный - межкультурный
аспект)…..
o
Корпоративная
культура виртуальных организаций.
o
Роль
корпоративной культуры в достижении стратегических задач компании (кросс -
культурные аспекты).
o
Влияние
национальных и региональных особенностей
корпоративной культуры в управлении персоналам.
8. Список
основной литературы.
Базовые
учебники:
1. Лютенс Ф. Организационное
поведение. - М.:ИНФРА - М, 1999.
2. Льюис Р.
Деловые культуры в международном бизнесе. - М.: Дело,1999.
3.Российский менеджмент: учебные, конкретные ситуации. Кн. 2.М.:ГУУ, 1998.
Дополнительная литература
·
Джордж Дж.
М.Организационное поведение. Учеб.пособие.М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.
·
Спивак В.А. Организационное поведение и управление
персоналом. - СПб: "Питер", 2000.
·
Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика
самообучающейся организации. - М.: ЗАО "Олипм - Бизнес", 1999.
·
К. Камерон, Р.Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры.
"Питер", 2001.
·
Кочеткова А.Е.
Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб.пособие.-М.:Дело,2003.-944с.
·
Михалковсая Н.В.
Корпоративная культура организации: технология описания и диагностирования. CD версия.
Иркутск, 2001.
·
Михалковская Н.В.
Метафорические модели - инструмент для сравнительного изучения
организационной культуры. Бизнес-образование, №2 (7) 99. М.:РАБО.
·
Шо. Роберт Б. Ключи к доверию в организации:
результативность, порядочность,
проявление заботы. - М.: Дело, 2000.
·
Gannon M . Understanding Global Cultures. Sage Publications,
Inc, 1994.
·
Hofstede G. Culture and Organizational. Mcgraw-Hill Bok Company