Программа курса "Философия"

Курс "Философия" состоит из введения и двух разделов. В первой части рассматриваются основные проблемы курса через изложение истории философии, основных философских течений и школ современности. Во втором разделе дан более углубленный анализ ключевых вопросов онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии, антропологии, исторического развития.

Отметим, что тематика курса задана ГОС и должна быть полностью представлена в учебной программе.
Однако разработка тематики, те акценты, которые проставляются в содержательном плане, зависят от разработчиков программы и составляют поле для применения творческого подхода авторов программы, поле для авторских программ, основанных на учебных пособиях, апробированных в учебном процессе.

Содержание программы дисциплины "Философия":

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Природа философской деятельности
Изменение представлений о предмете, месте и роли философии в истории развития человеческого духа. Философия и мировоззрение. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Онтология, гносеология и аксиология как разделы философии.

РАЗДЕЛ I

Тема 2. От мифа к логосу
Миф как первая ступень самосознания человеческого духа. Протофилософия: древнеиндийский и древнекитайский религиозно-мировоззренчесие комплексы, своеобразие античной традиции.

Тема 3. Античная философия
Натуралистический период. Милетская школа: поиски вещественных субстанций как путь к универсальным принципам. Современные научные данные об исходной сингулярности Вселенной. Пифагореизм: поиски количественных закономерностей. Учение Гераклита о становлении. "Путь истины" и "путь мнения" в учении элеатов. Древние атомисты: понятие атома и пустоты, проблема детерминизма. Сопоставление древнего и современного атомизма.
Эпоха "высокой классики". Этический рационализм Сократа: добродетель и знание. Сократический метод. Платон о природе идей. Достижения античного объективного идеализма. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. "Первая философия" (метафизика). Логика Аристотеля. 
Период эллинизма. Общая характеристика эллинистической мысли. Школы (киники, учение Эпикура, стоики, скептики).
Неоплатонизм и упадок античной философии.

Тема 4. Особенности средневековой философии
Идейные истоки средневековой философии. Картина мира (теоцентризм, креационизм, провиденциализм). Основные этапы (апологетика, патристика, схоластика; соотношения веры и знания). 

Тема 5. Становление нового типа мировоззрения в эпоху Ренессанса
Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. От схоластики к новоевропейской философии и науке. Политические учения Н.Макиавелли и Т.Мора.
Реформация и контрреформация. Протестантская этика, ее роль в становлении мировоззрения Нового времени (классического рационализма) и буржуазного общества.

Тема 6. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
Своеобразие и фундаментальные основания новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философии и науки. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. 
Истина как достоверность. Проблема метода в философии Нового времени. Практика как методическое применение знания. 
Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Развитие экспериментального метода и разработка индуктивной методологии науки.
Р. Декарт. Картезианское сомнение. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Проблема и правила метода. Механицизм.
Б. Спиноза. Пантеизм и монизм Спинозы. Универсальный детерминизм. Свобода как осознанная необходимость.
Эволюция английского эмпиризма. Эмпиризм и сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма.
Правовые воззрения Гоббса. Идейное обоснование либерализма Локком: свобода и плюрализм.
Европейское Просвещение. Опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Просвещение и Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия истории и просветительская версия общественного прогресса. Критика цивилизованного состояния Ж.-Ж. Руссо.

Тема 7. Классическая немецкая философия 
И. Кант - основоположник немецкой классической философии. "Критическая философия" Канта. Обоснование агностицизма. Кант о границах познания. Категорический императив. Концепция человека и истории.
Г.В.Ф. Гегель. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод. Философия истории. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля
Л. Фейербах. Антропологический материализм. Критика религии.

Тема 8. Философия XIX - начала XX веков
Марксистское теоретическое наследие. Философия и практика. Материалистическое понимание истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Историческое место и роль капитализма в истории.
Материалистическая интерпретация гегелевского диалектического метода и "элементы утопии" в классическом марксизме.
"Основной вопрос философии" и философское понятие материи. Вклад классиков марксизма в теорию познания. 
Исторические судьбы марксизма.
Позитивизм в XIX веке. Программа "позитивной философии" О. Конта. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта как универсальный закон истории.
Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества.
Философия жизни. Критика классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгау-эра. Философия воли к власти Ф. Ницше. Интуитивизм А. Бергсона.

Тема 9. Философия в XX веке
"Школы" и "тематические направления". Сциентизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре ХХ века.
Американский прагматизм. Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи.
Психоанализ и философия неофрейдизма. Открытие Фрейдом феномена бессознательного. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
Экзистенциализм. Ориентация экзистенциализма на проблемы человека и смысла его бытия. Связь экзистенциализма с искусством и литературой. Проблемы свободы, выбора, ответственности, отчуждения.
Феноменология. Э. Гуссерль: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциональность сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.
Герменевтика. Различие наук о природе и о духе. Метод вчувствования В. Дильтея. Ис-толкование М. Хайдеггером понимания как языковой интерпретации. Герменевтика Г. Гадамера как реализация традиций здравого смысла, языка и образования. Представление о герменевтическом круге. 
Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках. Структурная антропология К. Леви-Строса.
Аналитическая философия. Логический позитивизм. Сведение философских проблем к задачам прояснения языка науки. Принцип верификации. Кризис философской программы неопозитивизма.
Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации. Концепция парадигм и научных революций Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда.
Лингвистический поворот в философии XX века.

Тема 10. Русская философия
Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности. Философия западников и славянофилов. Религиозно-этические искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства Владимира Соловьева. 
Русская философия XX столетия. Философия свободы Н.А. Бердяева (темы свободы, творчества, ничто и Бога). Русский космизм.
Марксизм в России. Г.В.Плеханов как один из основателей "марксистской философии". В.И.Ленин: понятие материи, проблема истины.
Советская марксистская философия. "Диалектический и исторический материализм" в систематической форме.

РАЗДЕЛ II

Тема 11. Онтология и гносеология
Бытие. Онтология как учение о бытии. Бытие как философская категория. Соотношение понятий "бытие" и "субстанция". Материальное и идеальное. Виртуальная реальность ("бытие без субстанции").
Материя как субстанциональная основа мира, как объективная реальность.
Движение и развитие. Проблема универсальности развития. Синергетические категории: самоорганизация, неравновесность, структуры-аттракторы. Принцип антропности в современных концепциях развития.
Эволюция представлений о пространстве и времени.
Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходи-мость, случайность, вероятность, целесообразность. Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Детерминизм и проблема свободы
Сознание. Понятие психики. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема. Бессознательное как психологический феномен.
Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Образное и понятийное мышление. Интуиция, воображение, творчество.
Язык и мышление. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Формализованный язык. Машинные языки.
Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений.
Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.
Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность.
Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.
Человек. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность. Проблема смысла и цели человеческого существования. Человек в информационном обществе.
Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса.
Человек и человечество перед лицом глобальных проблем. Гуманистическое содержание современной цивилизации.
Познание. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" реальности. Познание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания.
Субъект и объект познания. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как "данность" и объект как "конструкция". Объекты материальные и идеальные. Проблема обоснования знания.
Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Истина - субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Истина и ценность.
Особенности технического и технологического знания. Специфика социального и гуманитарного познания.

Тема 12. Общество как объект философского анализа
Понятие общества. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество и природа. Формирование экологического сознания.
Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Материалистическое понимание истории. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Современное информационное общество.
Проблемы общественного прогресса, смысла и направленности человеческой истории.

Тема 13. Глобальные проблемы человечества
Человечество перед лицом глобальных проблем. Эволюция отношений между развитыми и развивающимися странами. Понятие мирового сообщества. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта в современном мире. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

N Наименование темы и разделов  Всего часов Аудиторные занятия  Самостоятельная работа Контроль за самост. раб. студентов
Лекции Семинары 
  Введение          
1. Природа философской деятельности 2 1   1  
  РАЗДЕЛ 1.          
2. От мифа к логосу 4 1 1 2  
3. Античная философия 7 2 1 4  
4. Особенности средневековой философии 5 1 2 2  
5. Становление нового типа мировоззрения в эпоху Ренессанса 7 1 1 5  
6. Философия Нового времени 7 2 1 4  
7. Классическая немецкая философия 8 2 2 4  
8. Философия XIX - начала XX веков 10 2 2 6  
9. Философия ХХ века 17 4 5 8  
10. Русская философия 21 7 6 8  
  РАЗДЕЛ 2.           
11. Онтология и гносеология 20 6 5 9  
12. Общество как объект философского анализа 14 1 2 11  
13. Глобальные проблемы человечества 14 4 4 6  
  Всего 140 34 32 70 4

Требования к курсу обусловлены уровнем знаний студентами учебного материала в ходе активного посещения ими лекций, работы на семинарских занятиях, умением творчески оперировать полученными знаниями, степенью освоения задаваемых для изучения первоисточников. Критерием выставления оценки служит мера соответствия раскрытого содержания (вслепую) выбираемого студентом экзаменационного билета характеру настоящей учебной программы.

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ: зачет (зимой). 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен (летом).